Человек наполнил и продолжает наполнять мир технологиями и инновациями во всех сферах своего существования, включая социальную и коммуникативную. Информационные технологии, инновации, искусственный интеллект, цифровые помощники, системы по автоматическому генерированию звуковой и письменной речи, переводу, автоматическому реферированию текстов уже давно стали неотъемлемыми атрибутами окружения информационного окружении современного человека. Многомерность среды обитания современного человека, ее мультимодальность, мультиязычность, мультикультурность и мультизадачность стала реальностью.
- Меняет ли данная среда только формат его физической сферы деятельности или же трансформирует его когнитивные, перцептивные, эмоциональные и социальные характеристики?
- Понимаем ли мы, что за этим стоит многомерностью и насыщенностью новой реальности, к чему это ведет в когнитивном плане?
- Определяет ли многомерность реальности новый ход наших мыслей, влияет ли она на то, как мы воспринимаем и чувствуем себя и окружающих, чему вы верим, как об этом говорим?
- Можем ли мы извлечь и зафиксировать аспекты динамичного изменения восприятия себя и мира из огромных массивов данных, что накоплены человечеством?
Трансформация ядра когнитивной структуры, новые когнитивные модели эмоционального отклика человека, поколенческие разрывы в когнитивных моделях предметно-перцептуального мира; методологические вопросы детекции подобных трансформаций, к которым относятся и измененные когнитивные схемы, с целью коррекции их влияния на восприятие информации; способы символизации новых типов воплощенного познания — это новые перспективы повестки наук социгуманитарного блока. При этом одним из ключевых вопросов является вопрос фундаментального характера: способна ли существующая социогуманитарная наука найти ответы на эти вопросы без изменения своего сущностного методологического аппарата и инструментария?
Участники панельной дискуссии «Исследования лингвокогнитивной деятельности: от технологий к пониманию сущностей» обсуждают потенциал фундаментальных лингвистических, психолингвистических и когнитивных теорий в контексте измененной реальности, воздействующей на главный объект со гуманитарного изучения — человека, его психику, физиологию и когнитивную деятельность, включающую перцептивный, эмоциональный и речевой опыт. Важным фокусом дискуссии является перспективность применения новых автоматизированных технологии на основе алгоритмов искусственного интеллекта и методологии больших данных и баз данных при решении задач сбора и обработки языковых и поведенческих практик современного человека, включая виртуальные, перспективы использования цифровых платформ для автоматизации исследований лингвокогнитивной деятельности"