Студенты ВШЖ
«Выйти на улицу и почувствовать,
кто же он — твой герой»
В этом году в ВШЖ начала свою работу специализация «Документальное кино». Студентка третьего курса ВШЖ ТГУ Карина Дарсалия рассказала о том, что такое доккино и как исполнить мечту детства, поработав для «Русского репортёра».
— Чем ты занимаешься?
— Так получилось, что первые 2 курса я максимально искала себя и не понимала над чем хочу работать. Пробовала свои силы и в телевизионной, и в радиожурналистике, и даже что-то писала, где-то печаталась. Когда на втором курсе мы разбирали кто какую тему будет освещать в своей курсовой, где-то в аудитории прозвучало слово «документалистика». И я подумала, а почему бы и нет. А потом была Летняя школа…(прим. Летняя школа «Русского репортёра»), где я окончательно влюбилась в документальное кино.

Основным заданием было найти героя и максимально раскрыть его как персонажа. Причем найти в прямом смысле этого слова, «выйти на улицу и почувствовать, кто же он — твой герой». Я почему-то решила, что хочу и буду снимать автомеханика, такого реального мужика в его мастерской. Закономерным оказалось то, что поиски героя в незнакомом городе — это не просто. Я уже даже успела отчаяться, как одним вечером шла по набережной Кимры, увешанная аппаратурой и ко мне пристал мужчина, мы разговорились. И кем же он оказался? Конечно же шиномонтажником.
На финальном показе работ, все смеялись, а мне было грустно. Фильм получился не о нём и машинах, а о том, как он за мной ухаживает, а я ему отказываю. В процессе съемок у меня уже сдавали нервы и я попросила куратора разрешить мне сменить тему. В запасе был ещё один вариант. «Ну раз ты уже половину про него сняла — снимай до конца».

Что такое документальное кино?
— Вот у тебя есть камера, есть персонаж и ты должен настроить аппаратуру так, как будто она с твоим героем вместе живёт. Обязательно должно быть единство этих двух компонентов. Сейчас я над этим работаю, не без помощи ВШЖ, конечно же. Всё, что происходит, стараюсь впитывать, потому что журналисту нужно быть подкованным во всех сферах.

Если смотреть реально, спрос и предложения на документальное кино в нашей стране невелик. У нас есть не только великие мэтры такие, как Манский, но и много молодых талантливых документалистов. Заработать себе имя, набраться опыта, обзавестись хорошими контактами или даже выиграть грант они могут на фестивалях.
Расскажи о своих проектах.
— Самым моим большим проектом, который до сих пор находится на стадии доработки является поездка в Армению. Сам по себе он коммерческий: у нас был персонаж и строгие требования заказчика. Мы могли его так «вывернуть», так раскрыть… Но из-за того, что мне попросту не давали многое спросить, говоря: — «Это слишком провокационно», монтаж идёт тяжело. Приходится копаться, чтобы составить портрет правильно, ведь я понимаю, что из себя представляет главный герой, а для аудитории человек на экране, в первую очередь, незнакомец.

Вообще, я всегда стараюсь показать человека через призму его поступков, не важно хороших или плохих. Зимой я снимала парня из штаба Навального для проекта «Русского репортёра» к столетию революции. Темой проекта был конфликт в обществе на сегодняшний день. Получился в некотором роде альманах из девяти историй. Он еще не вышел, но тизер можно найти на Les.media.

Был забавный случай. Мы же все созванивались по скайпу, обсуждали рабочий процесс. И вот в последний день, все авторы смотрели и обсуждали результаты, а я подключилась в самом конце и стала эмоционально всех благодарить. И тут понимаю, что среди нас Виталий Лейбин (прим. главный редактор журнала «Русский репортёр»), комментирует наш проект, даёт советы. Когда разговор закончился, я выбегаю из комнаты в общежитии и кричу: — «Девочки — девочки, вы не поверите с кем я только что разговаривала!» До сих пор надеюсь, что не сказала чего лишнего.

Потом я работала с выпускниками Марины Разбежкиной (прим. руководитель школы документального кино и театра). Нужно было узнать мнение молодых людей, которые впервые идут на выборы президента, их отношение к сложившемуся режиму, о путях развития событий и возможных изменениях. Мой герой был волонтёром на выборах. Материал я снимала непосредственно на избирательном участке. В общем, это было для меня большим опытом.
Недавно у нас на факультете был мастер-класс профессора киношколы университета Флориды. Меня очень впечатлила эта встреча. Она показывала фильмы своих учеников, рассказывала о процессе обучения. Оказалось, что работы наших студентов ни чуть не хуже работ студентов Флориды. Но есть к чему стремиться.
— Поделись планами на ближайшее будущее.
— Хороших журналистов всё-таки много. С документалистами сложнее. Недавно у нас на факультете был мастер-класс профессора киношколы университета Флориды. Меня очень впечатлила эта встреча. Она показывала фильмы своих учеников, рассказывала о процессе обучения. Оказалось, что работы наших студентов ни чуть не хуже работ студентов Флориды. Но есть к чему стремиться. Сейчас в планах есть один мультимедийный проект, но о нем я пока молчу. Могу сказать, что тема, которую я хочу развивать — социальная адаптация в психиатрических больницах.
Made on
Tilda