Студенты ВШЖ
«Потом по твоей работе
другие будут писать дипломы»
Выпускница ФЖ ТГУ Снежана Болгова во время обучения занималась изучением космоса. Её дипломная работа — это серия инфографик о ракетах, спутниках и других космических объектах, за которую она получила «отлично». В интервью Снежана рассказала о том, какие трудности были в работе над этим проектом и чем ей помог факультет.
— Почему именно космос? Это же очень сложная тема.
— Не было явного толчка, просто стало интересно. На четвертом курсе, когда надо думать, о чём писать диплом, я поняла, что не хочу развивать прошлогодние темы. Предыдущие курсовые работы были про город и архитектуру, но хотелось чего-то нового. Идеи было три: космос, город и еще одна, которую уже не помню. Первая сама по себе интересна. Меня иногда спрашивают: «О, ты, наверное, хочешь в космос полететь?» — нет, не хочу. С одной стороны, это самая интересная тема, а с другой стороны — непонятно, где найти хорошие примеры. Их было не так много, а чтобы анализировать, должен быть какой-то объём работ. Ещё одна проблема — это то, что я не нашла методических материалов, на которые можно опираться.

Появился вопрос — а как делать? Думала, сейчас скажу Илье Юрьевичу, научному руководителю, три темы, он мне поможет выбрать. В итоге я услышала: «Всё, круто. Какая больше всего нравится, ту и выбирай». Пришлось объяснять ему все сложности, а он говорит: «Ну, классно, первой будешь. Потом по твоей работе другие будут писать дипломы». Стало не легче. Я подумала и поняла, что потом очень сильно пожалею, но всё-таки взяла тему космоса.

Взять чужую инфографику и проанализировать её не так-то сложно, как взять свою и сделать то же самое. Это же твоё, ты знаешь, сколько на это времени потрачено, а надо как-то аргументировано объяснить, что это вообще-то неплохая работа.

— Где ты искала информацию?
— Например, конкретно для работы «А что если взорвать?» разговаривала с учёными из ТГУ. У них была условная проблема: астероид летит на Землю — что делать? Они разрабатывали план того, как избежать столкновения его с Землёй. Мы это обсуждали, мне показывали множество моделей, презентаций, анализов. Перед тем, как упасть, астероид несколько раз пролетает мимо. Они пришли к выводу, что лучше всего взрывать астероид, когда он будет отдаляться от Земли. Тогда осколки полетят не на Землю, а в другую сторону.

Про космический отель («Отель в космосе») информация из открытых источников, потому что он существует только в теории. Его очень давно хотели сделать в России, но не было денег на реализацию. Информация про него была, но очень осколочная. Я нашла на сайте Роскосмоса примерный план отеля, который в итоге отрисовывала. Самое интересное в этом то, что этот отель планировался частично надувным. Он должен был долететь до нужной точки и раздуться, и к нему могли бы пристыковываться другие корабли, например, МКС.
Скетчи Снежаны
— Сколько ты тратила времени на сбор информации и саму работу?
— Не знаю, но много. Сначала ты ищешь кучу информации и даже не пытаешься ничего рисовать. С текстом не такая сильная, но тоже сложная работа. Это ещё одна проблема этой темы: с одной стороны, надо рассказать просто, с другой — надо не рассказать так просто, чтобы не обесценить научное открытие. Нельзя допустить, чтобы сложилось впечатление в духе: «Ну и что? Я тоже дома могу такой спутник собрать». А такая проблема может быть, когда ты выбираешь совсем уж простые слова и удаляешь всё лишнее. На это уходит очень много времени.

Когда я только начинала всё это делать, я сильно нервничала. Первое время я очень жалела, что взяла такую сложную тему. Когда у меня ничего не получалось, я думала: «Блин, лишь бы сделать уже», — а потом понимала, что мне склад характера не позволяет сделать плохо. Нужно, чтобы не было стыдно. Как-то Илья Юрьевич сказал: «Что-то всё плохо, в следующий раз все вместе будем тебе показывать, как надо». И всё, я думала, зачем я за это взялась, это бесполезно, меняй тему, пока не поздно. Но в итоге я села и совсем всё перерисовала.

— Это только дипломный проект?
— Две работы были напечатаны в университетской газете «Проект Alma Mater». Можно было попробовать куда-нибудь отправить, но я не пыталась. Я помню, мне как-то Илья Юрьевич написал: «Поздравляю, твою работу смотрят в Роскосмосе». Это была работа про российские портфельные спутники, потому что это только российская тема. Недавно заходила на сайт компании, которая их производит, смотрела, что у них нового. Хотела что-нибудь для них сделать и им отправить, но руки пока до этого не дошли.

— Были какие-нибудь интересные истории, связанные с инографикой или космосом?
— Да! Недавно была. Я еду на работу в автобусе, рядом сидит парень и возле него стоит его друг. Они разговаривали, и тут я услышала: «Коля, никому твой космос неинтересен. Нет ни одной нормальной девушки, которая с тобой об этом поговорит. Слушай, если найдешь ту, которой хотя бы отдаленно это будет интересно — с меня стакан виски. Если она ещё и окажется красивой — с меня бутылка». Я в этот момент уже в твиттер строчу всю эту историю. Сижу, думаю — мне сейчас убрать наушники и вклиниться в диалог, или пускай сами разбираются. Второй парень сидит грустный, а мне выходить на следующей остановке. Встаю, а они дальше продолжают эту тему. Я поворачиваюсь и говорю: «Вы неправы». Один из парней ответил: «Вы ещё скажите, что вы знаете что-нибудь про это». Я говорю, что знаю, и он спрашивает: «Есть ли в России частные компании, которые занимаются исследованиями на тему космоса?». Ответила, что да, есть Dauria Aerospace, они производят маленькие спутники. И тут слышу: «С меня бутылка». Я выхожу из автобуса победителем. Помогла незнакомому парню получить бутылку виски.
И мне сказали: «Вы так много об этом знаете, неужели вам это интересно, вы же девушка. Вы сами пытались что-то такое сделать?». Я показала работы, а в ответ: «Мы же никогда не поверим, что это вы сделали».
— В чём тебе помог ФЖ? Конкретно в этой работе и в остальном.
— От всех преподавателей по кусочку. Кто-то учит тебя тому, что если ты чувствуешь необходимость в помощи, то не бойся её попросить. Кто-то наоборот — если ты хочешь сделать, то бери и делай сам. В зависимости от ситуации становится понятно, что сейчас нужнее и важнее — сделать самому или попросить помощь, лечь поныть или накачать кучу картинок, посмотреть хорошее кино, а потом рисовать скетчи.

ФЖ сто процентов научил многозадачности. Для меня постоянно было нормой, когда сидишь, пишешь в ежедневнике план на день, потом резко приходит мысль: «О, я наконец-то поняла, как этот двигатель нарисовать» — переворачиваешь страницу и начинаешь делать набросок.

Когда первая инфографика про Falcon 9 сложилась, дальше стало понятнее, как работать. С ней я возилась дольше всего, видимо, именно потому что она и была первой. Здесь работал тот самый принцип, который периодически проповедовал Илья Юрьевич на парах — надо броситься в самое сложное и бултыхаться в этом болоте как хочешь, зато потом поймешь, как плавать в большом море. Я очень много раз говорила, что не знаю, что делать, и мне отвечали: «Попробуй сама, позже помогу». Это затягивалось, а тебе же не хочется, чтобы это всё тянулось слишком долго. Ты берешь и пытаешься что-то делать. В итоге всё равно чему-то учишься. Да, криво, косо, но какие-то навыки всё равно появляются. С одной стороны, самостоятельная работа, с другой — самостоятельное понимание того, что это твой диплом, это тебе надо его защитить, желательно не на тройку. У меня не было вопроса в оценке, мне просто не хотелось сделать совсем плохо. Чтобы ты могла посмотреть и увидеть свои косяки, но чтобы ты знала, что они не бросаются в глаза другим людям.

Работа с информацией. Опять же, фраза Илья Юрьевича: «Информации всегда должно быть больше, чем её будет в итоге на бумаге». У меня в этой работе получалось именно так. Вот здесь текста — два столбика, а реально я про этот корабль знаю гораздо больше. Мама всегда не понимала и говорила: «Зачем тебе столько информации, если её здесь будет меньше?». Но иногда одно какое-то слово, вроде «ТОЛЬКО этот корабль может летать так-то», меняет вообще всё. Из-за этого может поменяться концепция и в целом восприятие. В тот период у меня была огромная куча всего на мудборде, чтобы находиться в своём информационном пузыре, потому что ты весь должен быть в теме своей работы.

Когда начался период сессии и написания диплома, я улетала на конференцию в Москву. У меня было исследование про особенности инфографики на тему космоса и лучшие примеры. После последнего слайда в презентации были картинки моих работ на случай, если вдруг спросят. И мне сказали: «Вы так много об этом знаете, неужели вам это интересно, вы же девушка. Вы сами пытались что-то такое сделать?». Я показала работы, а в ответ: «Мы же никогда не поверим, что это вы сделали». Стало очень обидно, потому что это сделала я.
Made on
Tilda